Положение о
Международном детском
фестивале - конкурсе
образовательных организаций
"Наследники Традиций" 2025
1 Общие положения
1.1 Международный фестиваль-конкурс образовательных организаций «Наследники традиций» (далее – фестиваль) проводится Фондом поддержки Международного детского фестиваля - конкурса образовательных организаций «Наследники Традиций» при поддержке:
- Депутатов Государственной Думы
- Депутатов Саратовской областной Думы.
- Депутатов Саратовской городской Думы;
С участием преподавателей и студентов Саратовского Государственного Национального Исследовательского университета им. Н. Г. Чернышевского
1.2 Фестиваль - конкурс проводится под девизом «Возродим культурные традиции народов Поволжья».
1.3 Адрес оргкомитета: 410044 г. Саратов ул. Шехурдина д.56 кв.52
2 Цели и задачи фестиваля - конкурса
2.1 Цель фестиваля: обобщение и распространение передового педагогического опыта по приобщению подрастающего поколения к культуре и традициям народов Поволжья.
2.2 Задачи фестиваля:
- формирование толерантности, приемов межкультурного общения, интереса, творческой активности, художественных способностей подрастающего поколения на основе постижения традиций и обычаев народов Поволжья;
- развитие у учащихся и педагогов межкультурной компетентности, повышение уровня культуры и жизнедеятельности образовательных учреждений Поволжья;
- обмен педагогических коллективов опытом работы по приобщению подрастающего поколения к культурным традициям региона на основе анализа эффективности проектов поликультурного воспитания в Поволжском регионе.
3 Участники
3.1 В фестивале принимают участие дошкольные, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), а также образовательные учреждения начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования; Приветствуется интеграция перечисленных образовательных учреждений с учреждениями дополнительного образования детей. Допускается участие коллективов среднего и высшего профессионального образования. Приглашаются творческие коллективы из других регионов РФ и зарубежья. Возраст участников – от 3 до 25 лет.
4 Условия проведения фестиваля и критерии отбора
4.1 Сроки проведения фестиваля: сентябрь- апрель года.
4.2 Фестиваль проходит в три этапа.
4.3 I этап. Отборочный (заочный) – участие в данном этапе не обязательно. Проводится в октябре-ноябре года. Для участия в отборочном этапе образовательные учреждения до 20 октября текущего года направляют в адрес организаторов фестиваля анализ педагогического опыта (системы работы) по приобщению детей к культуре и традициям народов Поволжья.
Требования к предъявляемым материалам: объем 10-20 стр.; шрифт Times New Roman 14; поля – 2,0 см; межстрочный интервал – 1,0; выравнивание по ширине; отступ абзаца – 1,25 см; автоматический перенос слов. Приложение должно включать фотографии (и/или видеофрагменты). Приложение может быть оформлено в виде презентации. Ссылки на приложение в тексте обязательны.
На титульном листе указывается: название материалов; полное наименование образовательного учреждения, адрес, телефон, e-mail; ФИО руководителя ОУ (полностью); ФИО (полностью) автора(ов) материалов (с указанием должности(ей).
Анализ педагогического опыта (системы работы) включает:
а) краткую характеристику опыта приобщения подрастающего поколения к культуре и традициям народов Поволжья (актуальность, проблему, способ решения, полезность, новизну);
б) задачи приобщения к культуре и традициям народов Поволжья, анализ имеющихся трудностей, противоречий, «слабые звенья» практики;
в) конкретные условия, в которых формировался опыт и меры по их оптимизации;
г) описание реального протекания процесса приобщения воспитанников (обучающихся) к культуре и традициям народов Поволжья, деятельности воспитателей (педагогов), воспитанников (обучающихся), ее содержания и форм, характера взаимоотношений участников (система работы);
д) результаты обучения, воспитания, социальной поддержки (уровни воспитанности, обученности, адаптации и межкультурной компетентности), их стабильность;
е) педагогический анализ опыта: его источники (научное знание, передовой опыт, собственные наблюдения); характеристики отдельных сторон педагогического процесса (целей, содержания, идей, замысла, технологии); выявление факторов, влияющих на результаты.
Итогом работы могут стать предложения по совершенствованию и развитию опыта.
Критерии отбора материалов на 1-м этапе фестиваля
- актуальность – опыт имеет существенное значение в современной социокультурной ситуации;
- теоретическая обоснованность опыта – теории, подходы и идеи, на которые опирались;
- педагогическая целесообразность выбранных форм работы (проект, программа, методический комплекс и т.д.);
- новизна – внесение элементов новизны и оригинальности в разработку проекта;
- практическая значимость - экспериментальная проверка эффективности опыта, прикладные материалы: программы, опросники и тесты, материалы экспертизы, обучающие тренинги, методические рекомендации;
- технологичность - анализ структуры, элементов, форм, процедур и инструментария реализации проекта;
- результативность – повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и межкультурной компетентности школьников;
- востребованность - наличие авторитетных подтверждений об эффективности опыта работы (мнения и отзывы специалистов), внедрение в практику работы других образовательных учреждений;
- качество оформления материалов.
Все, прошедшие отбор, получают:
а) сертификат участия в первом этапе Международного фестиваля-конкурса образовательных организаций «Наследники традиций»
б) возможность публикации описания опыта (системы работы) в сборнике «Приобщение детей к культуре и традициям народов Поволжья» (выпуск 3);
в) право участия во II этапе фестиваля.
Материалы не возвращаются. Редактор-составитель сборника оставляет за собой право сокращения и редактирования материалов. Материалы, не отвечающие требованиям к оформлению, к публикации приниматься не будут.
4.4 II этап. Конкурсный – декабрь – март года.
Для участия во втором конкурсном этапе фестиваля образовательные учреждения до 10 марта текущего года направляют в адрес организаторов видеоматериалы (на электронном носителе или по электронной почте) с записью конкурсной программы.
Конкурсная программа представляет собой многожанровую сюжетно-тематическую композицию на основе авторского сценария.
Обязательно использование в конкурсной программе нескольких (как минимум 3-х) видов и жанров народного творчества (народная песня, народный танец, устное народное творчество, обрядово-игровое творчество, народное инструментальное творчество, народный цирк, народный театр и др.).
Сценарий конкурсной программы может быть основан на сюжетах народных сказок, легенд, преданий, и/или раскрывать определенную тему, связанную с краеведческим материалом, историческими событиями. В конкурсной программе могут найти отражение традиции, национальные обряды и праздники одного или разных народов Поволжья, а также национальные костюмы, промыслы и ремесла. Особое внимание обращается на отражение в конкурсной программе местного фольклорного материала и местных исполнительских традиций.
Время конкурсного выступления – не более 15 минут. Состав участников – не более 15 человек.
Основные критерии оценок на 2-м этапе фестиваля:
- художественная ценность репертуара, достоинство обработки произведений народного творчества;
- этнографическая точность (знание культурного контекста представляемого материала – ситуации, атрибутики, жизненного предназначения; умение воссоздать естественные формы и живую атмосферу обрядово-праздничного действа; соответствие стиля, манеры исполнения народной традиции; соответствие и использование костюмов, традиционных музыкальных инструментов, реквизита);
- реализация комплексного подхода (знание истории края, комплекса обычаев и обрядов, разнообразных форм и жанров народного творчества);
- реализация полихудожественного подхода (исполнение разнообразных в жанровом отношении образцов фольклора в одной образной системе, умение раскрыть глубину их содержания и жизненного назначения);
- реализация поликультурного подхода (отражение в одной конкурсной программе культурных традиций разных народов Поволжья);
- степень оригинальности, драматургия постановки; яркость и выразительность сценического воплощения, исполнительское мастерство и артистизм участников;
- результативность – повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и межкультурной компетентности школьников.
Для оценки конкурсной программы формируется независимое жюри из числа ведущих специалистов в области педагогики, этнографии, краеведения, фольклористики. Оргкомитет фестиваля оставляет за собой право ознакомления членов жюри с конкурсными программами в реальном режиме на базе образовательных учреждений. Дата и время показа будет установлено по согласованию с руководителем образовательного учреждения.
Все участники, прошедшие конкурсный отбор, выходят в финал и становятся лауреатами Международного фестиваля-конкурса «Наследники традиций».
4.5 III этап. Финал фестиваля – март – апрель года.
Участникам финального (очного) этапа необходимо подготовить для показа в гала-концерте конкурсную программу, прошедшую отбор на 2-м этапе фестиваля-конкурса.
На гала-концерте фестиваля будет проходить объявление итогов фестиваля, награждение участников дипломами лауреатов I, II и III степеней. Возможно присуждение Гран-при фестиваля, а также вручение дипломов в различных номинациях. Всем образовательным учреждениям – участникам финала Международного фестиваля-конкурса «Наследники традиций» – будут вручены памятные подарки и призы.
Жюри имеет право присуждать не все места или делить их между участниками.
5 Руководство фестивалем
5.1 Для организации и проведения фестиваля создается оргкомитет. Функции оргкомитета: формирует жюри для оценки конкурсных программ; организует работу жюри; вносит предложения о поощрении участников; организует объявление итогов, награждение участников; подготовку и проведение финального гала-концерта.